Пирамида ароматов в парфюмерии: что такое, верхние и нижние и ноты

Автор статьи
Куклич Елена Петровна
Время на чтение: 7 минут
АА

Что такое пирамида аромата?

Что такое пирамида аромата, как она работает и нужна ли вообще?

Мнение экспертаЕршова Нина ИвановнаДомохозяйка.

Большая часть анонсов новых ароматов сопровождается так называемой ольфакторной пирамидой — считается, что с ее помощью покупателю проще определиться с тем, насколько ему нужен тот или иной парфюм.Порой из-за пирамиды разгораются нешуточные страсти — например J’Ose Eisenberg. Большая часть тех, кому довелось обонять этот аромат, с жаром утверждают, что в нем ощущается табачная нота, в то время как ни о каком табаке производитель не пишет, а кто-то пытается обосновать, что эта нота появилась за счет сочетания других. Порой это приводит к настоящим следственным действиям. В стремлении докопаться до истины, парфюмерно зависимые граждане сравнивают пирамиды на официальных сайтах бренда, в разных странах, в разнообразных парфюмерных энциклопедиях.

Но так ли на самом деле нужна пирамида или без нее вполне можно обойтись?Давайте разбираться.

Согласно сложившейся традиции, когда речь идет о пирамиде, нам рисуют треугольник. В его основании размещаются так называемые базовые ноты — древесные, бальзамические, смолистые, животные. Базовые ноты — это своего рода парфюмерный цемент, они сливают остальные части композиции воедино и обеспечивают хорошую связку аромата с кожей, самые тяжелые и долгоиграющие.Посередине находятся ноты сердца, которые лучше всего характеризуют аромат, т.к. звучат довольно долго и ярко. Обычно туда помещают цветы, фрукты, специи, зелень. Ну и наконец, на кончике расположились верхние ноты — летучие компоненты, которые позволяют составить об аромате самое первое впечатление. Редко там можно встретить что-то кроме цитрусовых, зелени или некоторых фруктов.

Сам принцип пирамиды сформировался в XX веке во время популярности шипров, чье раскрытие действительно трехступенчатое: сначала легкие цитрусовые верхи, затем яркое цветочное сердце и наконец мрачная мшисто-пачулиевая база. На сегодняшний день его можно смело назвать устаревшим. Во-первых, есть много парфюма с так называемым “линейным” ольфактором — это те, у которых почти нет какого-то явного раскрытия, напротив, они довольно статичны и монотонны. Во-вторых, на рынке арабской парфюмерии, которая постепенно отвоевывает свое место под Западным солнцем, верхние ноты как таковые практически отсутствуют — аромат сразу начинается с нот сердца. В-третьих, у каждого душистого вещества, вошедшего в состав того или иного аромата, свои принципы взаимодействия с кожей и по хорошему нужно составлять не трехступенчатый треугольник, а какую-то очень странную диаграмму.

Понять, для чего нужна пирамида, несложно — это своего рода маячки, за которые цепляется наш мозг, считывая, чем же именно парфюм пахнет. Да вот незадача, в разных странах производитель может указывать разные пирамиды, в зависимости от того, какой запрос и какие тренды у жителей.А некоторые парфюмеры и вовсе пишут их “из головы”, т.к. дистрибьютор требует, и им самим эта затея кажется бессмысленной.

Есть люди, как раз из той самой касты следователей, о которой речь шла ранее, которые воспринимают пирамиду аромата едва ли не как рецепт. Забывая о том, что формулы парфюма строятся не из нот, а из труднопроизносимых химических компонентов, у каждого из которых может быть масса нюансов раскрытия. Для того, чтобы получить в аромате розу, парфюмеры могут использовать синтетическую молекулу, одну из множества парфюмерных баз, эфирное масло розы или абсолют. И всегда получить совершенно разные результаты, потому что роз в природе великое множество и все они пахнут по-разному.

Или, например, лактоны — это немалая группа соединений, которые воспроизводят не только запахи персиков и сливок, но и вина, виски , некоторых белых цветов и даже животные ноты. А при помощи другого вещества — линалоола — можно воспроизвести запахи лаванды, яблок, слив , чая и многих других “нот”. Допустим, производитель обставил дело так, что с помощью линалоола в аромате добились яблочного эффекта, эту же информацию указали в пресс-релизе и поместили на всех возможных ресурсах. Но производитель не учел индивидуальных особенностей вашего восприятия, и вместо яблока ваш нос прочел в аромате ноту вина или чая.

Сложно сказать, станет это трендом или нет — в последнее время помимо прямолинейных ароматов, пахнущих конкретно листьями, сахарной ватой или одуванчиком, выходит полная их противоположность, где пахнет хорошо, но совершенно непонятно чем, что невозможно разобрать на составляющие. А еще здорово, когда парфюмер решает не раскрывать пирамиду — какое количество копий было сломано с выходом того же Nudiflorum!

Опираться или нет на пирамиду — решать вам. Это безусловно удобно. Но воспринимать работу маркетолога, который возможно даже ни разу не вдыхал полученную композицию — перебор. Лучше попробовать аромат носом и составить свое собственное, никем не навязанное мнение о нем.

Что такое верхние ноты?

Каждая парфюмерная композиция имеет собственную структуру, которая называется пирамидой ароматов или ольфакторной пирамидой.

Первые ноты, с которых человек начинает чувствовать аромат духов, называются верхними. Верхние ноты предназначены для начального восприятия аромата и позволяют составить первое впечатление о парфюмерной композиции. Как правило, в их состав входят чистые и летучие масла. Для них характерны насыщенные и яркие запахи, такие как имбирь, цитрус или лаванда. Чаще всего верхние ноты улавливает только сам владелец парфюма, через непродолжительное время он перестает ощущать аромат на своем теле.

Читайте также:  Топ-10 ароматов унисекс: популярный парфюм для женщин и мужчин

Восприятие аромата зависит именно от того, насколько правильно парфюмер подберет первые нотки.

Если они не привлекают с первого вдоха, вряд ли кто-то станет продолжать знакомство с парфюмом и позволит ему раскрыться в полной мере. Верхние ноты начинают действовать сразу же после того, как вы нанесли парфюм на кожу, но держатся совсем недолго – не более 20 минут. Эту характерную черту стоит принимать во внимание при выборе. Зачастую парфюмерную композицию выбирают по первым нотам, которые ощущаются лишь в самом начале. Но уже через 10 минут они начинают постепенно пропадать, уступая место сердечным нотам. После того как они исчезают, парфюм раскрывается уже совсем иначе: чтобы правильно выбрать подходящий аромат, лучше дождаться его перехода в следующую стадию.

Верхняя нота

Это те оттенки, которые появляются на первых порах. Формируются примерно за пять минут, держатся еще чуть меньше получаса. Стоит сказать, что несмотря на короткий период жизни, интенсивности им не занимать. Зачастую это свежие и растительные элементы, которые даже в какой-то мере заглушают собой всю остальную композицию. Благо, они быстро рассеиваются, адаптируется, вплетаются в основу. И становятся единым целым, продолжением. Но их собственное звучание в этот момент практически полностью затухает.

Цитрусовые

пирамида ароматов в парфюмерии

Кислинка – это самый необходимый ингредиент, если нужно немного сгладить приторные углы. Чем выше сладость, тем чаще и сильнее его гасят цитрусом. А кроме того, это очень свежий оттенок, который позволяет настроить на подвижный и активный лад владельца. Используется часто. В особенности лимон. Но вместе с ним к группе относятся и мандарины, и лаймы, и даже имбирь с бергамотом. Стоит сказать, что цитруса всегда добавляют в меру. Он нужен лишь для гашения основной линии, а сам ей никогда не является. Иначе вкус станет просто кислым.

Мнение экспертаКалина Елена СергеевнаАвтор блога.

Свежие

ольфакторная пирамида аромата

Хорошая пирамида парфюма часто использует мяту. Но помимо нее освежающим эффектом обладают водные тона, некоторые овощи, чайные изыски. Опять же, главное назначение заключается в том, чтобы немного скрывать мощь других ингредиентов. Притуплять их воздействие, иначе они могут подавить всех остальных. Этакий способ балансировки. Соответственно, применяется он тогда, когда есть элемент, который и стоит немного затупить.

Ольфактивная пирамида парфюма Montale Roses Musk

Это настоящее произведение искусства от Пьера Монталя. Известный французский парфюмер славится краткостью своих произведений, состоящих из небольшого количества компонентов. Одна из его особенностей — упрощенная формула пирамиды, можно сказать, что она не содержат верхних нот, а состоит только со средней и базовой основы пирамиды.

Ярко выраженный аромат свежей, цветущей розы, сопровождающийся легким дуновением жасминового запаха, составляет ноты «сердца». Они очень стойкие и долго держатся.

Базовые ноты состоят из мускусного основания, шлейф которого слышно за много метров.

В этом взрывном коктейле большую роль играет не количество компонентов, а их соотношение. Идеально подобранные пропорции обеспечивают неповторимый аромат настоящего французского парфюма. Его следует наносить с осторожностью, так как обильное распыление может сделать из вас ходячий розарий, что не всегда хорошо.

Пирамида ароматов в парфюмерии

Любым женским духам свойственно на протяжении дня менять «мелодию» запаха: от летучего интенсивного до более мягкого, но насыщенного и стойкого. Структуру парфюма определяет та самая пирамида, которая формирует ступени аромата.

Сортировка происходит по распространенной классификации, каждый вид которой условно обозначает парфюмерную группу. Чем выше расположена нота в пирамиде, тем меньше составляет время и сила ее ощущения.

Существует три уровня нот:

  • Высокие или верхние – начальные ноты, которые чувствуются первые полчаса.
  • Сердечные или средние – это плавно переходящий начальный аромат, более устойчивый по структуре, чем верхний.
  • Нижние или базовые – шлейфовые ноты, способные держаться от нескольких часов до 2-3 дней.

Не бывает четкого распределения уровней в пирамиде ароматов. Каждая составляющая парфюма испаряется в течение разного времени. Также возможно проявление не трех, а четырех и более уровней. Процессы раскрытия парфюмерных композиций происходит плавно и неоднородно. На этот процесс влияет тип кожи, окружающая атмосфера, индивидуальная химия организма, обоняние, концентрация духов. Под влиянием различных факторов период может увеличиться или сократиться.

Классификация ароматов создана не только для точного определения состава туалетной воды, но и как помощник при выборе подходящего парфюма. А запах – это первое, на что обращают внимание окружающие. Пирамида ароматов доступно показывает, из каких компонентов состоят духи, насколько они устойчивы и каким будет завершающий шлейф. Почувствовав первые ноты, следует ожидать их перевоплощения.

Верхние ноты

Верхние ноты – это первоначальные ощущения от запаха пирамиды. Они раскрываются в первые 5-10 минут, представляя едва уловимый шлейф. Следующие 10-15 минут приобретают все меньше насыщенности, после чего исчезают. Для верхних нот в парфюмерии обычно используются:

  • Цитрусовые – лимон, мандарин, имбирь, бергамот, клементин. Передают деликатные кисло-сладкие оттенки с экзотическим привкусом, тонко развеваются в воздухе. Они эффектно разбавляют сладость фруктов или приторность цветов.
  • Свежие – мята, огурец, морской бриз, зеленый чай. Действуют освежающе, помогают точно воспринять изыски аромата. Обычно применяются в сочетании с компонентами, имеющими противоположные свойства.
Читайте также:  Как продлить аромат нестойких духов: топ-10 советов

Мгновенная реакция на приятные начальные ноты в пирамиде ароматов часто подталкивает к импульсивной покупке. Чтобы не ошибиться с духами, следует подождать 15-20 минут до полного испарения и проявления центральных сердечных нот.

Сердечные ноты

Следующий этап раскрытия пирамиды парфюма – это появление средних или сердечных нот. Они отличаются длительным шлейфом спокойных и мягких тонов. Ноты сердца дают представление о качестве и стойкости парфюма. Середина композиции ориентирована на окружающих – именно они ощущают развевающийся запах духов. Центральное послевкусие держится 2-6 часов, в зависимости от конкретных компонентов.

Нотки сердца в парфюмерии включают:

  • Цветочные – роза, лилия, ландыш, жасмин, фиалка, мимоза. Идеально передают женственный образ, придают молодости и свежести. Могут иметь контрастный переход от мягкого запаха к резкому. При сочетании с цитрусом дополняют друг друга, но способны вызвать едкую смесь, если их комбинировать с резкой группой.
  • Фруктовые – яблоко, дыня, клубника, банан, ананас, малина, кокос. Сладкие, иногда томные дурманящие запахи фруктов преподносят женщину кокетливой и дерзкой. Иногда сюда относятся овощи с незначительно выраженным запахом.
  • Фужерные – папоротник, лаванда, агава, хмель, женьшень, табак, шалфей, кактус. Экстравагантные женщины предпочитают «зеленую» группу благодаря неповторимой резкости и оригинальности. Находясь в составе парфюма, ноты могут кардинально изменить общее восприятие аромата.
  • Пряные – кофе, ваниль, гвоздика, корица, мускатный орех, фенхель, шафран. Представители аппетитной группы, которые могут действовать двойственно: создавать уникальную «перчинку», при этом иметь охлаждающее послевкусие.

Сердечные ноты позволяют правильно выбрать нужные духи. Для них специально подбирается легкое ненавязчивое сочетание, которое не будет раздражать ни обладательницу парфюма, ни окружающих ее людей. Когда «сердце» пирамиды полностью выветривается, на смену ему приходят базовые элементы композиции.

Базовые ноты

Нижние или базовые ноты являются завершающей ступенью раскрытия пирамиды аромата. Нижняя часть композиции уникальна и непредсказуема. Сложно заранее понять, как поведет себя запах в определенных условиях. Базовые ноты проявляются дольше всех. Когда их ожидать, невозможно угадать. Они могут соединиться с «сердцем», могут появиться после полного исчезновения сердечных оттенков. Бывает, что база возникает капризно, оставляя после себя крепкий шлейф.

Нижние ноты пирамиды в парфюмерии:

  • Древесные – сандал, пачули, кедр, уд, сосна, эвкалипт, дубовый мох. Представляют собой тяжелую насыщенную композицию, влияют на окончательное восприятие запаха. Не имеют одинакового оттенка, меняются в зависимости от сочетания.
  • Бальзамические – перуанский, капайский, гурьюнский бальзамы. Звучат как пудровые, эффектно смягчают терпкость фужерных или грубость древесных нот. Проявляются незначительно, но держатся стойко.
  • Смолы – стиракс, пихта, мирра, бензоин, олибанум, копал, джугул. Ощущаются как густые навязчивые оттенки с приторным послевкусием. Приятно дополняют контрастные тона пирамиды, обеспечивая неповторимый запах.
  • Анималистические – мускус, амбра, кожа, трюфель, лабданум, мед. Являются натуральными ароматами, способными пробуждать определенные чувства человека. Многие натуральные компоненты запрещены, поэтому используют синтетические копии.

Благодаря нижней ступени парфюма, «музыка» аромата зазвучит с новой силой, оттеняя или дополняя все предыдущие запахи. В отличие от верхних и сердечных, базовые ароматы пирамиды сохраняются на волосах, коже, одежде.

В середине ольфакторной композиции находятся «средние ноты» или более романтичное название: «ноты сердца». Они начинают проявляться ещё до того, как верхние ноты прекратят ощущаться. Обычно это округлые, мягкие ароматы. Типичные ноты сердца это запахи розы, жасмина, лилии и т.д. Стойкость масел в середине композиции обычно около 3-6 часов. Вступая через несколько минут после нанесения парфюма, ноты сердца, смешиваясь с верхними нотами, дают духам основной характер.

Самые тяжелые и долгоиспаряющиеся ароматы называют «нотами базы», «базовыми нотами», «ноты шлейфа». Они позже всех проявляются и насыщают композицию, придавая ей богатые, глубокие оттенки. Также они используются, чтобы придать энергии и силы парфюмерной композиции. Первые проявления базовых нот начинаются примерно через полчаса после нанесения духов и действуют около суток.

Это общее, классическое описание ольфакторной пирамиды. Конечно из неё бывают исключения. Особенно в последнее время, в связи с развитием химической промышленности. Бывают парфюмерные композиции состоящие всего из одной ноты (например знаменитые духи Молекула), бываю композиции состоящие из такого огромного количества нот, что их трудно разбить на три группы — ароматы перетекают из одного в другой.

Производители не всегда указывают состав пирамиды и не всегда разбивают компоненты по пирамиду нот. Мы, в нашем интернет магазине парфюмерии «Стихия», для вашего удобства указываем ноты в соответствии с пирамидой.

Верхние ноты аромата

Духи включают разные по степени летучести ингредиенты. Первыми испаряются самые летучие вещества. Мы в это время ощущаем верхние (головные) ноты ароматической симфонии. Испаряясь от нескольких минут до двух часов, верхние ноты создают первое впечатление о характере аромата, будто подготавливая нас к самому главному. Особенно часто верхними нотами бывают лаванда, бергамот, цитрусовые, тимьян, розмарин, кориандр.

Нередко парфюмерия выбирается по верхним нотам, звучащим в самом начале. Порой это приводит к разочарованию в только что приобретенном аромате. Ведь после испарения головных нот парфюм начинает играть по-другому. Поэтому прежде чем купить духи, желательно составить представление о том, как они будут звучать в следующей ароматической стадии.

Для поклонников глубоких изысканных ароматов

Спокойным, изящным и аристократичным леди, которые любят «золотую середину» больше всего импонируют такие духи, как Sexy Life № 4 философия «Eros Versace».

На «верхних» нотах они увлекает благородным запахом бергамота со свежестью лимона и граната. Чуть позже аромат смягчается, становясь более женственным и обволакивающим. Все благодаря бесподобным цветам жасмина и пиона. Завершает эту ароматическую композицию классический тандем мускуса, амбры, сандала и древесных нот.

Читайте также:  Аромат аниса в женской парфюмерии: каким бывает и с чем сочетается

Это отличный вариант для повседневности, который вписывается в рамки строгого офисного дресс-кода, но при этом не скрывает истинную женскую суть своей обладательницы.

Парфюмерный словарь: ольфакторная пирамида и классификации ароматов

Парфюмерный словарь: ольфакторная пирамида и классификации ароматов (фото 1)

Мнение экспертаКуклич Елена ПетровнаДомохозяйка.

«Мир парфюмерии безграничен, за каждым ароматом стоит целая история, набор чувств и эмоций, определенный посыл, где задача парфюмера – перевести всё это на понятный для каждого «обонятельный язык». Сам парфюмер, как шеф-повар, добавляя те или иные ингредиенты, расставляя акценты, обыгрывает грани и добивается идеальных пропорций и сочетаний», – рассказывает парфюмерный амбассадор дома Dior Дмитрий Пачкай, вместе с которым мы решили разобраться в парфюмерной терминологии.

Парфюмерный словарь: ольфакторная пирамида и классификации ароматов (фото 2)

Какие бывают классификации ароматов по концентрации?

Классификация зависит от концентрации парфюмерной основы (ароматических веществ) в растворе этанола (спирта). Чем больше этанола в вашем аромате, тем более «шлейфовым» он будет, но также он быстрее выветрится. И, наоборот, чистый парфюм, где спирта меньше всего, будет более интимным, «близким к коже». Традиционно выделяют четыре основных категории ароматов:

Eau de Cologne – концентрация ароматических веществ не более 5% Eau de Toilette – от 5 до 15% Eau de Parfum – от 10 до 20% Parfum – от 20 до 40%

Парфюмерный словарь: ольфакторная пирамида и классификации ароматов (фото 3)

Что такое ольфакторная пирамида и для чего она нужна?

Ольфакторная пирамида демонстрирует поэтапное раскрытие аромата, благодаря чему мы с вами можем предугадать, как тот или иной аромат поведет себя на коже с течением времени.

Верхние ноты аромата дают краткое представление о его характере, не раскрывая всех его тонкостей. Обычно верхние ноты – самые легкие и самые яркие. В основном это свежие, цитрусовые ароматические ноты.

Ноты сердца аромата чувствуются после верхних нот. Это характер аромата, его ДНК, что делает его уникальным на коже и отличным от любого другого. Ноты сердца в основном состоят из цветочных, фруктовых и зеленых нот.

База или нижние ноты представляют собой заключительную фазу аромата, которая длится после исчезновения верхних и сердечных нот. Они продолжительны и представляют последние часы испарения аромата. Это стойкие и насыщенные ингредиенты. Это та нота, которая остается на платке или предметах одежды, даже спустя несколько дней после распыления аромата. Это ноты с изрядной стойкостью – древесные, пряные, янтарные, восточные, гурманские или кожаные.

Парфюмерный словарь: ольфакторная пирамида и классификации ароматов (фото 4)

Какие существуют классификации ароматов?

Традиционно ароматы делятся на шесть ольфакторных семейств:

Цитрусовые – ароматы из цитрусового семейства отличаются смешением ярких освежающих цитрусовых нот, таких как бергамот, лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут, апельсиновое дерево, флердоранж и масло нероли. В композициях аромат цитрусовых помогает добиться взрывного эффекта в первые минуты после нанесения.

Ароматические – в основном включают в себя травяные ноты: шалфей, розмарин, базилик, мяту и майоран, которые используются в традиционной парфюмерии для создания свежего и чистого аромата. Их ассоциируют с эссенциями и чаще добавляют в так называемые «мужские» ароматы. Эссенции и травы придают верхним нотам бодрящую свежесть и характерный «зеленый» оттенок.

Цветочные – в традиционной парфюмерии повсеместно используются цветы – роза, жасмин, ландыш, тубероза, магнолия, которые многим из нас знакомы с детства.

Гурманские – исторически гурманские ароматы изменялись в диапазоне от бобов тонка и горького миндаля до более фруктовых и карамельных ноток.

Древесные – семейство древесных ароматов, без сомнения, является самым древним проявлением парфюмерии, отсюда и пошло его название (per fumum). Древние люди для почитания своих богов сжигали древесину и смешивали её со смолой. Теплые и насыщенные древесные ноты – это сандал, пачули, кедр или ветивер.

Восточные – семейство восточных ароматов создает ореол тепла на коже. Эти ароматы также дарят ощущение тепла. Самые известные – это иланг-иланг, ваниль, мускус, ладан.

В середине ольфакторной композиции находятся «средние ноты» или более романтичное название: «ноты сердца». Они начинают проявляться ещё до того, как верхние ноты прекратят ощущаться. Обычно это округлые, мягкие ароматы. Типичные ноты сердца это запахи розы, жасмина, лилии и т.д. Стойкость масел в середине композиции обычно около 3-6 часов. Вступая через несколько минут после нанесения парфюма, ноты сердца, смешиваясь с верхними нотами, дают духам основной характер.

Самые тяжелые и долгоиспаряющиеся ароматы называют «нотами базы», «базовыми нотами», «ноты шлейфа». Они позже всех проявляются и насыщают композицию, придавая ей богатые, глубокие оттенки. Также они используются, чтобы придать энергии и силы парфюмерной композиции. Первые проявления базовых нот начинаются примерно через полчаса после нанесения духов и действуют около суток.

Это общее, классическое описание ольфакторной пирамиды. Конечно из неё бывают исключения. Особенно в последнее время, в связи с развитием химической промышленности. Бывают парфюмерные композиции состоящие всего из одной ноты (например знаменитые духи Молекула), бываю композиции состоящие из такого огромного количества нот, что их трудно разбить на три группы — ароматы перетекают из одного в другой.

Производители не всегда указывают состав пирамиды и не всегда разбивают компоненты по пирамиду нот. Мы, в нашем интернет магазине парфюмерии, для вашего удобства указываем ноты в соответствии с пирамидой, где это возможно.

Предыдущая
ПарфюмерияТоп-10 женских ароматов Avon
Следующая
ПарфюмерияКоллекция ароматов Jasmin Noir от Bvlgari: описание, особенности

Мнение экспертаЕршова Нина ИвановнаДомохозяйка.

Автор статьи
Куклич Елена Петровна
Домохозяйка.
Написано статей
107
Добавить комментарий

Задать вопрос эксперту

Спасибо!

В ближайшее время мы опубликуем информацию.

Ваш вопрос отправлен

И ожидает ответ от эксперта.